Школа ЛФХМА

Школа ЛФХМА

система подготовки магистрантов - разработчиков методик и будущих руководителей

lpcma_school.jpg

Свою миссию, как университетской лаборатории мы видим в подготовке специалистов, которые могут разрабатывать методики и реально обеспечивать получение достоверных результатов анализа

Чтобы подготовить таких ребят, мы отбираем самых сильных и мотивированных студентов и 3-4 года "гоняем" их на сложных реальных проектах

Химический факультет ЛФХМА
Образовательные сервисы Практика
  • Отбор лучших
  • Сильная фундаментальная подготовка
  • Системное мышление
  • Признанные школы
  • Спецкурсы
  • Научная работа
  • Реальные проекты
  • Лучшие практики
  • Опыт работы на современном оборудовании

В год без потери качества можем выпускать 1-2 магистрантов. Среди работодателей на них конкурс - студенты выбирают интересную работу и лучшие условия.

Содержание

Подготовка на химическом факультете ТГУ

Томский университет входит в ТОП 350 мирового рейтинга университетов (третья позиция среди Российских ВУЗов ), сюда стремятся поступить талантливые и мотивированные школьники

chem_tsu_video.jpghttps://www.youtube.com/watch?v=XfejsqFrbWE&t=

Химфакт дает сильную фундаментальную подготовку и развивает системное мышление

Ученые факультета читают спецкурсы по современным физико-химическим методам:

  • Физико-химические методы анализа
  • Физические методы исследования
  • Обработка результатов химического эксперимента
  • Термический анализ
  • Рентгенофазовый анализ
  • Органический анализ
  • Физико-химические методы исследования органических соединений
  • Жидкостная хроматография
  • Газовая хроматография
  • Ионообменная хроматография
  • Спектроскопические методы анализа
  • Электрохимические методы анализа
  • Исследование и анализ полимеров
  • Проблемы анализа многокомпонентных систем
  • Современные способы пробоподготовки

Отбор студентов в лабораторию

Лаборатория приглашает талантливых студентов для выполнения курсовых, дипломных и магистерских работ

Темы научной работы

  • разработка методик анализа
    • органических соединений
    • лекарственных препаратов
    • фармацевтических субстанций
  • разработка прикладного программного обеспечения в области обработки результатов измерений

Прием студентов проводится в начале учебного года (в сентябре-октябре)

Чтобы стать студентом лаборатории надо

  1. Владеть теор. минимумом
  2. Прийти на собеседование в ауд. 118
  3. Выполнить тестовое задание

Лучшие студенты принимаются на испытательный срок (2-3 месяца)

Лаборатория заинтересована в сильных, мотивированных студентах, которые хотят быть эффективными, развиваться, учиться управлять проектами, временем и собой

Количество мест ограничено - можем принять 2-3 студентов в год

Как сделать курсовую в ЛФХМА и выжить

Теорминимум

Что на выходе

Лаборатория готовит специалистов по профилю «Физико-химические методы анализа органических соединений»

Это значит, что выпускник лаборатории должен знать и уметь следующее:

Спектральная идентификация органических соединений

установить структуру соединения по данным ЯМР, ИК-спектроскопии, УФ, газовой и жидкостной масс-спектроскопии

Владеть базовыми методами анализа

провести анализ по готовой методике методами тонкослойной хроматографии, спектрофотометрии, титрования, рН-метрии, гравиметрии

Специализация

глубокое владение методом, разработка методик, самостоятельная работу на приборе (включая диагностику неисправностей, техническое обслуживание и поверку)

можно выбрать одно из направлений

  • жидкостная хроматография
  • потенциометрическое титрование и титрование по К. Фишеру
  • термический анализ органических соединений
  • элементный анализ органических соединений

Обеспечение достоверности количественного анализа

валидация, верификация и трансфер методик, контроль качества резульатов измерений, управление реактивами

В ходе обучения наш выпускник должен

  • получить опыт разработки и валидации реальной методики
  • выступить на всероссийской конференции
  • получить сертификат (IELTS/TOEFL) об уровне английского языка не ниже intermediate (B1)
  • пройти практической обучение по оказанию первой помощи и тушению возгораний
  • пройти стажировку в лаборатории химического или фармацевтического завода

Опыт решения реальных задач

Знания сами по себе ничего не дают. Важно уметь решать задачи. Научиться этому можно только решая конкретные, реальные аналитические задачи.

Опыт решения реальных задач магистранты получают выполняя научную работу в нашей лаборатории.

Разработка методики анализа - большой проект, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых важно делать правильно и вовремя

  • правильная формулировка аналитической задачи
  • обзор англоязычной научной литературы
  • поиск необходимых реактивов/материалов/стандартных образцов, поиск поставщиков, запрос коммерческих предложений
  • собственно разработка методики
  • предварительная оценка метрологических характеристик (селективности, линейности, ПКО, прецизионности и правильности), проверка методики на реальных объектах
  • оформление методики
  • валидация
  • работа по методике, контроль качества результатов измерений

У студентов есть возможность самим пройти по всем этапам со своей методикой

По результатам разработки магистрант должен

  1. Cделать доклад на научном семинаре
  2. Cделать доклад на всероссийской конференции
  3. Написать статью в научный журнал

Примеры работ магистрантов

Для «проверки боем» полученных навыков, расширения кругозора и знакомства с работой производственных лабораторий, магистранты проходят стажировку (практику) в лаборатории химического или фармацевтического завода.

Приборы

Достоверный анализ невозможен без стабильного аналитического сигнала. А для этого прибор, на котором проводится анализ должен быть «в порядке».

На жидкостном хроматографе давление выросло? Пик пропал? Выпускник лаборатории должен уметь найти причину и как это исправить

device.jpg

Выпускник должен знать:

  • что может в первую очередь выйти из строя и потребовать замены, какие детали/материалы надо всегда иметь в запасе, какие расходные материалы нужны на год стабильной работы прибора. Уметь найти поставщиков, узнать стоимость и сроки поставки.
  • как принимать и проверять новое оборудование
  • как проходит поверка и что для этого нужно
  • что неисправности, ремонты и тех. обслуживание отражаются в журнале учета технического состояния прибора

Базовые вещи, отражены в СОП Оборудование, но тонкости (и хитрости) по устройству, настройке, и обслуживания приборов передаются “из уст в уста”.

Примеры возможных ситуаций:

  • Когда последний раз меняли лампу детектора? Что значит нет журнала учета технического состояния?
  • Поверка прибора в сентябре, а срок годности ГСО кофеина, который нужен для поверки заканчивается 06.2018, значит надо купить новый - поставляет ООО “Поставщик”, цена 1200 руб (срок поставки 2 недели), вот коммерческое

Культура работы

in_lpcma.jpg

Если в лаборатория грязная посуда, колбы с растворами не подписаны, на столах грязь - вряд-ли стоит ждать что здесь сделают точный анализ.

В нашей лаборатории студенты перенимают лучшие практики, часть которых сформулирована  виде СОПов, а часть - передается “из уст в уста” от учителя к ученику:

  • правила мойки и сушки лабораторной посуды
  • ведение рабочих журналов
  • правила приготовления подвижных фаз для ВЭЖХ
  • мойка виал и посуды для подвижной фазы для ВЭЖХ
  • приемка, учет и маркировка реактивов, материалов
  • работа с растворами реактивов, стандартными растворами
  • ведение документации и резервное копирование

Примеры возможных ситуаций:

  • Что значит на этот реактив нет паспорта? Его бы тогда не приняли при регистрации
  • Почему в коробку с ВЭЖХ-колонкой не вложена бумажка с составом ПФ, датой и подписью?
  • Ну и что что диск на компьютере сгорел. Хроматограмму за август 2016 года можно взять на диске для резервного копирования.
  • Дата приготовления 0,1Н раствора NaOH не подписана - выливаем
  • Нет, я не могу поменять редуктор на баллоне т.к. я не аттестован на работу с сосудами под давлением. И вообще, срок технического освидетельствования этого баллона истек в 2016 году, его нельзя было принимать.

В таком подходе есть минус: после нашей лаборатории, магистрант уже не сможет работать «в свинарнике»

Техника безопасности

ed_school_6.jpg

Выпускник лаборатории знает что должно быть в лабораторной аптечке, не будет работать без перчаток и переливать кислоты без очков

Магистранты проходят практические курсы по первой помощи и учатся пользоваться огнетушителем

ed_school_6.jpg

Курсы первой помощи

ed_school_6.jpg

Учения по работе с огнетушителем

Обеспечение достоверности результатов анализа

Обеспечение достоверности анализа - задача комплексная, и очень важная

Мы разработали семестровый спецкурс, в котором делимся с магистрантами своим опытом

Методы количественного анализа
одноточечная градуировка, многоточечная градуировка, метод внутреннего стандарта, метод добавок, метод внутренней нормализации

Показатели методик и методы их оценки
специфичность, прецизионость (повторяемость, внутрилабораторная прецизионность, воспроизводимость), правильность, предел обнаружения, предел количественного определения, диапазон измерений

Оценка неопределенность результата измерений

Вертификация, валидация и трансфер:
- методик анализа подлинности
- методик анализа посторонних примесей (предельный тест)
- методик количественного определения посторонних примесей
- методик количественного определения действующего вещества в препарате
- методик определения массовой доли основного вещества в субстанции
- биоаналитических методик

Обеспечение достоверности химического анализа (QA)
- команда и руководитель, мотивация и ответственность
- техническое обеспечение: реактивы, приборы, СО, условия окружающей среды
- прослеживаемость, записи, документация, архив
- использование валидированных методик
- верификация методик
- ведение рабочих журналов
- контроль приемлемости результатов
- контроль качества результатов измерений
- участие в МСИ
- адекватные СОПы, документооборот

Выпускники должны уверенно отвечать на такие вопросы:

  • Нужно ли валидировать аттестованную методику?
  • Нужно ли аттестовывать валидированную методику?
  • Как нужно аттестовывать методику, чтобы на выходе была не бумажка с синей печатью, а уверенность разработчика в пригодности методики для решения конкретной аналитической задачи?
  • Лаборатория хочет начать работать по методике. Что ей нужно с ней сделать: валидировать, аттестовать, или верифицировать? От чего это зависит?
  • Если лаборатория сама разработала и валидировала методику, нужно ли ее верифицировать?
  • Если был трансфер нужно ли верифицировать методику?
  • Можно ли трансферить невалидированную методику?
  • Если лаборатория участвовала в валидационном эксперименте, нужен ли последующий трансфер или верификация?

Библиотека и база знаний

ed_school_6.jpg

В библиотека лаборатории большее 50 книг по хроматографии, фармацевтической химии и валидации методик. Каждый год пополняем библиотеку 5-6 новыми книгами. Библиотека доступна студентам и стажерам.

База знаний - один из самых важных проектов лаборатории. Собираем и структурируем знания, пишем статьи и методички.

База показывает студентами куда расти и что читать

Софт скиллз

Управление проектами, временем и собой

Специалист, который делает задачи в срок, предлагает решения, читает литературу, развивается, не боится брать на себя ответственность никогда не останется без работы. Тот кто умеет управлять собой, сможет управлять проектами и командой

На самом деле, все закладывается на уровне воспитания в семье. Поэтому в лабораторию мы стараемся отбирать сильных, мотивированных студентов, которые на практике учатся быть эффективными, развиваться, управлять временем, собственным развитием и проектами. Среда этому способствует.

chem_trello.jpgДля управления проектами используем методологию Скрам

Язык, коммуникации и компьютерная грамотность

Специалист должен кратко и ясно излагать свои мысли, будь-то отчет о НИР, деловое письмо, текст о себе или описание проекта для инвестора. Магистранты изучают основы информационного стиля, пишут Curricuim Vitae (CV) и описание собственного проекта

Опыт изложения профильных химических мыслей формируется в ходе работы над собственным проектом и защите его результатов:

  • устное изложение: при докладе на научном семинаре и конференкциях
  • письменное изложение: при написании тезисов и статьи в научный журнал

Магистранты выпускаются вместе с сертификатом (IELTS/TOEFL) об уровне английского языка не ниже intermediate (B1). Есть возможность заниматься в бесплатном English speaking club и на дополнительных курсах.

Выпускники умеют писать письма и называть файлы

Экономические и юридические основы работы лаборатории

Чтобы решать задачи в реальной жизни, магистранты должны понимать базовые вещи про экономику проекта и организации, основы материального учета, договорного и уголовного права, понимать как устроен документооборот

Выпускники должны понимать, о чем идет речь

  • рассчитать зарплату по проекту, включая накладные организации, НДФЛ и отчисления в фонды
  • поставщик реактивов на упрощенной системе налогообложения, поэтому вместо счет-фактуры и накладной, от него будет УПД
  • в договоре поставку хроматографа должно быть написано: прибор должен поставляться в комплекте со свидетельством о первичной поверке, свидетельством об утверждении типа СИ, описанием типа СИ, методикой поверки
  • в договоре на поставку сушильного шкафа должно быть написано: прибор должен поставляться в комплекте со свидетельством о первичной аттестации методикой аттестации
  • что должно быть написано в договоре поставки, чтобы не пришли реактивы, до конца срока годности которых осталось 2 месяца
  • как оформляется отчет о НИР по ГОСТ 7.32

Предприятиям

Базовые ценности, внутренняя мотивация и способность развиваться закладывается на уровне семейного воспитания. Чтобы талантливого школьника получался хороший специалист, он должен попасть в хороший ВУЗ и сильную лабораторию. Такая возможность, к сожалению, есть не во всех городах. А выпускники из сильных ВУЗов редко горят желанием есть в небольшой провинциальный городок.

Кто то идет по пути целевого обучения: отправляют школьников на обучение за счет предприятия, а школьник за это обязуется по окончании обучения 3-5 лет отработать на предприятии. Минус в том, что неизвестно как вчерашний школьник будет учиться, какой из него получиться в итоге специалист.

Как получить сильного специалиста, который бы хотел работать на вашем предприятии?

Студенты лаборатории уже прошли "двойной отбор": конкурс при поступлении в ТГУ и конкурс в лабораторию. Предприятие может познакомиться со студентами, и при этом ничем не рискует (ни средствами, ни 5 годами вермени):

  1. Рассказать о своем предприятии, познакомиться со студентами
  2. Пригласить студентов на практику/стажировку (компенсировав затраты на проезд и проживание)
  3. Отобрать и "закрепить" талантливого студента : назначить именную стипендию и заключить индивидуальный договор о трудоустройстве
  4. Предложить интересную работу и комфортные условия для переезда

Как предприятия могут нам помочь?

Первый за Уралом университет открыли именно в Томске, т.к. купцы и меценаты пожертвовали большую сумму на его оснащение

И сегодня, успешные люди, выпускники и сильные предприятия помогают университету, повышая свой репутационный капитал:

Спецпрактикум по физико-химическим методам

В лаборатории очень мало места, поэтому мы мечтаем сделать спецпрактикум по физико-химическим методам анализа в отдельной аудитории

IMG_0944.JPG

Спецпрактикум в нашем понимании должен выглядеть как-то так, источник

На базе спецпрактикума мы могли бы проводить лабораторные работы по нашим спецкурсам, организовать рабочие места для стажеров, а магистранты и аспиранты делать свою научную работу, работать на оборудовании.

Ищем партнеров - сильные компании, заинтересованные в кадрах, и готовых вместе с нами вложиться в создание материальной базы спецпрактикума (аналитическое и лабораторное оборудование, лабораторную мебель, инженерные коммуникации).

Со своей стороны готовы поставить комплект для лабораторных работ по ТСХ, газовый хроматограф со всей обвязкой и автосамплером, а самое главное - организовать образовательный процесс, готовить кадры, обслуживать приборы, снабжать спецпрактикум реактивами и развивать проект.

Что хотим видеть в спецпрактикуме: ВЭЖХ с автосамплером, спектрофотометр, рН-метр, аналитические весы, влагомер, потенциометрический титратор, кулонометрический титратор по К. Фишеру, волюмометрический титратор по К. Фишеру, ИК-спектрометр с НПВО-приставкой, оборудование для пробоподготовки (шейкер, вортекс, колбовстряхиватель, ультразвуковая ванна), лабораторную мебель (лабораторные столы, вытяжные шкафы, шкафы для реактивов), приточно-вытяжную систему и правильное освещение.